В России стали обязательными зимние шины. Или нет?
Соцсети и ленты новостных агентств пугают информацией о штрафах для автовладельцев, у которых будет установлены шины не по сезону. Якобы за езду на летних шинах зимой водителям будут выписывать штрафы в размере 500 рублей! Это правда? Спокойствие! Рассказываем, что на самом деле изменилось в законодательстве, какими документами нужно руководствоваться и какой предусмотрен штраф за нарушение.
Что произошло 1 декабря и почему все испугались?
1 декабря 2020 года — дата, с которой действующий технический регламент Таможенного союза «О безопасности колёсных транспортных средств» предусматривает запрет на эксплуатацию легковых автомобилей на летней резине. Правило распространяется на весь зимний период, то есть техрегламент запрещает ездить на летних шинах в декабре, январе и феврале. Этот же документ не позволяет использовать шипованные покрышки в летний период: с июня по август включительно. К началу календарной зимы пресса напомнила автомобилистам о запрете, чем вызвала некоторый переполох, хотя в 2020 году никаких законодательных изменений не случилось, а нынешние требования техрегламента существуют и применяются с начала 2015 года. Ни одно из предложений о том, чтобы ужесточить требования или ввести крупный штраф, за эти пять лет так и не было принято.
В тёплых регионах это правило тоже действует?
По умолчанию, требования техрегламента одинаковы для всей страны, но локальные власти вправе устанавливать свои собственные, расширенные границы сезонов. И всё-таки даже в самых тёплых регионах России зимняя резина остаётся обязательной с декабря по февраль включительно. Как и во всех остальных: в стране с десятком климатических зон власти пока не практикуют законодательное регулирование периода использования зимних шин. В лучшем случае дело ограничивается необязательными рекомендациями местных ГИБДД. Так, в Ростовской области предлагают менять шины в ноябре, ГИБДД Крыма рекомендует ездить на зимней резине с ноября по март включительно, в Нижегородской области МВД советует водителям посетить шиномонтаж уже в конце октября, а в Ставропольском крае предлагается использовать «липучки» или «шиповки» с 15 ноября по 15 мая. При этом ГИБДД Приморья, где каждый год случается внезапное обледенение, вообще не даёт никаких рекомендаций.
И всё-таки: меня могут оштрафовать за неправильные шины или нет?
В КоАП не было и всё ещё нет никакой нормы, которая предусматривала бы штраф за использование резины не по сезону. То есть фактически регламент Таможенного союза в этой части носит рекомендательный характер. Требование о смене резины есть, и вроде как обязательно к исполнению, но наказания за его несоблюдение нет. Автомобилисту не могут даже отказать в выдаче диагностической карты по итогам техосмотра, поскольку несезонная резина не входит в перечень неисправностей, при которых эксплуатация автомобиля запрещена. В ноябре ГИБДД планировала добавить несезонную резину в перечень неисправностей, при которых запрещена эксплуатация и предусмотрен штраф. Но проект так и не был принят. Специалист по безопасности конструкции транспортных средств Григорий Шухман напоминает: «Если бы этот проект приняли, сотрудники полиции действительно могли бы штрафовать за летнюю резину зимой на 500 рублей». Так что прямо сейчас водителю не вправе выписать даже минимальный штраф.
Выходит, что требование о смене шин не имеет смысла?
Координатор общественного движения «Синие ведёрки» Пётр Шкуматов сомневается, что тип и состояние шин вообще где-то учитываются, а требование обязательной замены в нынешней своей форме имеет хоть какой-то практический смысл. «Где статистика по использованию резины? Сколько машин на летней резине попало в ДТП? Нет такой статистики, и никому до этого нет дела», — говорит общественник. Отсутствие штрафа в этой ситуации Шкуматов считает логичным: «На дороге надо включать голову. Нормальный человек не будет ездить на летней резине зимой, это не в его интересах. А штраф за неправильную резину станет просто очередной кормушкой, но не даст никакого эффекта». Но даже при таком раскладе норма техрегламента не является бесполезной, утверждает автоюрист Сергей Смирнов. Факт использования неправильной резины могут учесть при разборе сложных аварий, когда для определения виновника учитывается любой нюанс. «Если дело дойдёт до технической экспертизы, то специалисты будут брать во внимание в том числе состояние шин и могут прийти к выводу, что водитель, например, не имел технической возможности остановиться из-за несезонной резины. На этом основании его могут признать виновным в аварии», — поясняет Смирнов.
Но ведь какие-то штрафы за шины в России существуют?
Шанс нарваться на штраф действительно есть: если шины (неважно, летние или зимние) окажутся сильно изношенными. Законодательство запрещает ездить на зимних шинах с остаточной глубиной протектора менее 4 миллиметров и на летних с глубиной менее 1,6 миллиметра. Кроме того, запрещается установка шин разных моделей или размерности на одну ось автомобиля, а если речь о шиповках, то они должны быть по кругу. Согласно части 1 статьи 12.5 КоАП, все эти нарушения оцениваются в 500 рублей. При этом законодательство формально позволяет безнаказанно ездить в снегопад на летних покрышках с протектором глубиной 2 миллиметра. Именно поэтому депутаты неоднократно пытались изменить эти нормы. Ещё в 2016 году предлагалось ввести в КоАП реальный штраф за езду зимой на летних шинах в размере 2000 рублей, но проект забуксовал ещё на этапе рассмотрения. Кроме того, депутаты неоднократно предлагали запретить или ограничить использование шипованных покрышек, которые сильнее воздействуют на дорожное покрытие, но правила в отношении них пока тоже не менялись.
А за езду на «запаске» будет штраф?
Тот же Техрегламент запрещает установку на одну ось транспортного средства шин разной размерности или конструкции, но содержит специальную оговорку о том, что это правило не касается случаев временной установки запасной шины. К тому же документ никак не оговаривает тип запасного колеса, то есть у водителя есть законная возможность доехать к месту ремонта как на нормальной «запаске», так и на маленькой «докатке». Неурегулированным остаётся лишь один вопрос: формально «запаска» с летним протектором не должна устанавливаться на автомобиль в зимний период, а запасное колесо с зимним протектором не должно совмещаться с шиповками. Но поскольку штрафа за использование несезонной резины нет, инспектор ГИБДД не сможет придраться к водителю даже формально, отмечает Сергей Смирнов: «Водитель может ехать к месту ремонта с соблюдением мер предосторожности, наказать его не за что».
Какие шины закон считает зимними?
Согласно техрегламенту, зимняя резина маркируется особым значком в виде горной вершины со снежинкой внутри, а также знаками «М+S», «M&S» или «M S». Визуально зимние шины отличаются глубоким протектором, большими грунтозацепами и множеством мелких прорезей – ламелей, которые помогают шине цепляться за лед. Документ также регламентирует количество шипов: не более 60 штук на погонный метр протектора. Можно и больше, но только после проведения специальных сертификационных испытаний на износ дорожного покрытия. Кстати, знак «Шипы», информирующий других водителей о наличии шипованной резины, с 2018 года не нужен. Требование о его наличии действовало с давних времён, но штраф за отсутствие знака появился только в 2017 году, что спровоцировало дефицит наклеек в магазинах и общественную дискуссию на тему необходимости этого обозначения. Два года назад по инициативе ГИБДД знак стал носить лишь рекомендательный характер.