За что в России штрафуют камеры в 2020 году

Средняя скорость, обочины, пешеходы и проезды по парковкам, а вскоре и раз­говоры по телефону, езда без ОСАГО и действи­тельные диагно­стические карты. Какие новые нарушения уже научились фиксировать дорожные камеры и какие навыки они освоят в скором будущем.

Функционал дорожных камер постоянно расширя­ется, и риск получить штраф даже на привычных маршрутах у невнима­тельных автомо­билистов растёт. Изменения приходят не только в крупные города, но и в регионы — недавно в ГИБДД рассказали, что уже тестируют фиксацию разговоров по теле­фону за рулём. А страхов­щики уверяют, что готовы при помощи камер отлав­ливать тех, кто ездит без полисов ОСАГО. Объясняем, какие админи­стративные проступки помимо превыше­ния скорости камеры научились фиксиро­вать уже сейчас и к чему стоит готовиться в ближайшем будущем.

Проезд по парковочной разметке

В Москве камеры научились фиксировать движение через разметку парко­вочных мест. Речь идёт о ситуациях, когда автомо­билисты используют простран­ство свободных мест для объезда пробки. Прямой запрет на пере­сечение такой разметки есть в ПДД, но инспекторы ГИБДД нарушение обычно не фиксиро­вали, считая его мало­значи­тельным. Штраф состав­ляет 500 рублей, а водители будут получать раскадровку, доказы­вающую, что они проехали по стоянке, а не припарко­вались.

Пересечение сплошной разметки и выезд на островки безопасности

Камеры, которые фиксируют пере­строения через сплошную линию, нане­сённую между полосами, чаще всего ставят в тоннелях или на съездах с маги­стралей. Штраф состав­ляет 500 рублей. Точно так же штрафуется пере­сечение направ­ляющей разметки и заезд на островки безопас­ности. Некоторые водители ошибочно рассматри­вают эти островки как место для отдыха, парковки или выяснения отноше­ний при мелком ДТП. Однако пере­сечение такой разметки тоже наказывается штрафом 500 рублей – и теперь эту функцию взяли на себя дорожные камеры.

Превышение средней скорости

Две синхронизированные камеры фиксируют автомобиль при въезде на подконтроль­ный участок дороги и при выезде с него, после чего рас­считы­вают среднюю скорость по времени проезда участка. Если полученная величина выше допу­стимой (с учётом нештрафу­емого порога), то авто­владельцу приходит штраф. Соответ­ствующей нормы пока нет в КоАП, но постанов­ления выписывают на основе ст. 12.9. «Превышение установ­ленной скорости движения», и такие «письма счастья» считаются законными. Нарушение оценивают так же, как и в случае с «мгно­венным» превыше­нием: 500 рублей за лишние 20–40 км/ч и так далее.

Езда по обочине

Объезжающим пробки по обочине приходят штрафы в размере 1500 рублей за каждое нару­шение. Касается это не только тех, кто обгоняет поток, но и тех, кто использует обочины для того, чтобы быстрее достичь съезда с магистрали.

Полоса для общественного транспорта

Дорожные камеры борются и с теми, кто ездит по выделенным полосам для обще­ственного транспорта. В Москве и Санкт-Петер­бурге штраф за это нарушение состав­ляет 3000 рублей, а в остальных городах – 1500 рублей. Однако каждый регион может ввести льготы.

Непропуск пешехода

Много споров вызывают камеры на «зебрах», но в городах их стано­вится всё больше. Устрой­ства анализи­руют сразу несколько зон, начиная с тротуара: фиксируют, сколько времени провёл пешеход у перехода, как начал движение, с какой скоростью двигался, как ехали авто­мобили. По траектории пешехода камера опреде­ляет, встретил ли он на своём пути помеху. Также камеры оценивают, с какой скоростью ехал водитель, снизил ли он её или продолжал движение, не притор­маживая. Штраф за такое нарушение составляет 2500 рублей.

«Вафля» на перекрёстках

За создание препятствий для движения транс­портных средства на пере­крёстках в КоАП преду­смотрен штраф 1000 рублей. Чтобы отучить водителей выезжать на забитые пере­сечения дорог, на проблемные пере­крёстки наносят вафель­ную разметку жёлтого цвета и вешают камеры. Если камера зафикси­рует, что авто­мобиль продол­житель­ное время (обычно — больше пяти секунд) стоит на «вафле» на запрещающий сигнал свето­фора без движения, мешая другим, нарушитель получит постановление.

Проезд стоп-линии

Автомобилисты нередко игнорируют знак «стоп» перед выездом на прилегающие улицы. Тех, кто просто немного снижает скорость или продол­жает движение без изменений, камеры штрафуют на 500 рублей. Водителям присылают несколько снимков, а в качестве доказа­тельств ЦОДД хранит и видео­записи. По ПДД авто­мобиль должен полностью остановиться перед стоп-линией — поэтому вариант «медленно проползти» не подходит.

Остановка/стоянка в запрещённом месте

Нарушение требований дорожных знаков 3.27 «Остановка запрещена» и 3.28 «Парковка запрещена» наказы­вается штрафом 1500 рублей. В Москве и Санкт-Петер­бурге водителям придётся отдать 3000 рублей. Таких камер много перед остановками для обще­ственного транспорта, где водителю нельзя даже быстро притормозить, чтобы высадить или подобрать пассажира — хотя по ПДД он имеет право это сделать, если не создаёт помех для движения ОТ.

Проезд на красный и движение задним ходом

Камеры научились фотографировать проезд на красный сигнал светофора. В первый раз нарушитель получит штраф в размере 1000 рублей. За каждый повторный проступок прилетит постанов­ление на 5000 рублей. Если же водитель пересечёт стоп-линию на горящий красный, но всё-таки остановится, то наказание составит 800 рублей. Причём сдавать назад после остановки смысла уже нет: иначе можно получить допол­нительный штраф в размере 500 рублей за движение задним ходом на перекрёстке.

Нарушения на ж/д переездах

Камеры на переездах фиксируют целый комплекс нарушений: проезд путей на красный свет, остановку на путях, проезд при закрыва­ющемся или уже при закрытом шлагбауме. Сейчас за фиксацию этого наруше­ния в автомати­ческом режиме можно получить штраф в размере 1000 рублей, но скидка 50% на него не действует. Кроме того, в Госдуме уже одобрили повышение штрафа до 5000 рублей.

Пересечение сплошной и выезд на встречку

Камеры отличают разворот через сплошную линию и обгон через сплошную от выезда на встречную полосу. Если водитель под камерой развер­нулся через сплошную или проехал налево, прилетит «письмо счастья» на 1000–1500 рублей. Если же автомо­билист при этом немного проехал во встречном направ­лении, это будет рассматри­ваться как движение по встречке — за данное нарушение при фиксации в автомати­ческом режиме придётся отдать 5000 рублей. Те же 5000 рублей будет стоить обгон по встречной полосе, если водитель не успел вернуться в свой ряд до запрещающего знака или разметки.

Неоплаченная парковка

Именно с камер чаще всего автовладельцы получают постанов­ления за неоплаченную парковку. В Москве это нарушение распознают разные виды устройств: от висящих на фонарных столбах стрит-фальконов до парконов, которые крепят в салоны автомо­билей ЦОДД и на обще­ственный транспорт. Каждый субъект вправе устанав­ливать размер санкции на своё усмотре­ние. В Москве штрафуют на 5000 рублей, в Санкт-Петербурге – на 3000 рублей.

Уже скоро: ОСАГО, техосмотр и разговоры по телефону

Некоторые нарушения пока только планируется админи­стрировать при помощи дорожных камер. Например, суще­ствующий функционал устройств позволяет фиксиро­вать автомо­били, водители которых не оформили полисы ОСАГО. Штраф за это нарушение – 800 рублей, но ввести контроль пока мешает точность объеди­нённой базы данных ГИБДД и страховщиков.

Примерно также обстоят дела и со штрафами с камер за отсут­ствие техосмотра. Ожидалось, что фиксация в автомати­ческом режиме начнётся в 2020 году вместе с вступле­нием в силу поправок к закону о техосмотре. Однако сложности опять оказались в техниче­ской стороне вопроса. Когда их решат (планируют к 2022 году), нарушителям в первый раз придёт штраф в сумме 500 рублей, а затем — 800 рублей.

Кроме того, в ГИБДД при помощи камер и нейросетей намерены бороться и с раз­говорами по телефону во время управления автомо­билем. В КоАП прописан штраф за это нарушение в размере 500 рублей, но сотрудники ГИБДД оформляют его крайне редко. Однако производители уже тестируют работу новой функции по запросу ведомства.