За что в России штрафуют камеры в 2020 году
Средняя скорость, обочины, пешеходы и проезды по парковкам, а вскоре и разговоры по телефону, езда без ОСАГО и действительные диагностические карты. Какие новые нарушения уже научились фиксировать дорожные камеры и какие навыки они освоят в скором будущем.
Функционал дорожных камер постоянно расширяется, и риск получить штраф даже на привычных маршрутах у невнимательных автомобилистов растёт. Изменения приходят не только в крупные города, но и в регионы — недавно в ГИБДД рассказали, что уже тестируют фиксацию разговоров по телефону за рулём. А страховщики уверяют, что готовы при помощи камер отлавливать тех, кто ездит без полисов ОСАГО. Объясняем, какие административные проступки помимо превышения скорости камеры научились фиксировать уже сейчас и к чему стоит готовиться в ближайшем будущем.
Проезд по парковочной разметке
В Москве камеры научились фиксировать движение через разметку парковочных мест. Речь идёт о ситуациях, когда автомобилисты используют пространство свободных мест для объезда пробки. Прямой запрет на пересечение такой разметки есть в ПДД, но инспекторы ГИБДД нарушение обычно не фиксировали, считая его малозначительным. Штраф составляет 500 рублей, а водители будут получать раскадровку, доказывающую, что они проехали по стоянке, а не припарковались.
Пересечение сплошной разметки и выезд на островки безопасности
Камеры, которые фиксируют перестроения через сплошную линию, нанесённую между полосами, чаще всего ставят в тоннелях или на съездах с магистралей. Штраф составляет 500 рублей. Точно так же штрафуется пересечение направляющей разметки и заезд на островки безопасности. Некоторые водители ошибочно рассматривают эти островки как место для отдыха, парковки или выяснения отношений при мелком ДТП. Однако пересечение такой разметки тоже наказывается штрафом 500 рублей – и теперь эту функцию взяли на себя дорожные камеры.
Превышение средней скорости
Две синхронизированные камеры фиксируют автомобиль при въезде на подконтрольный участок дороги и при выезде с него, после чего рассчитывают среднюю скорость по времени проезда участка. Если полученная величина выше допустимой (с учётом нештрафуемого порога), то автовладельцу приходит штраф. Соответствующей нормы пока нет в КоАП, но постановления выписывают на основе ст. 12.9. «Превышение установленной скорости движения», и такие «письма счастья» считаются законными. Нарушение оценивают так же, как и в случае с «мгновенным» превышением: 500 рублей за лишние 20–40 км/ч и так далее.
Езда по обочине
Объезжающим пробки по обочине приходят штрафы в размере 1500 рублей за каждое нарушение. Касается это не только тех, кто обгоняет поток, но и тех, кто использует обочины для того, чтобы быстрее достичь съезда с магистрали.
Полоса для общественного транспорта
Дорожные камеры борются и с теми, кто ездит по выделенным полосам для общественного транспорта. В Москве и Санкт-Петербурге штраф за это нарушение составляет 3000 рублей, а в остальных городах – 1500 рублей. Однако каждый регион может ввести льготы.
Непропуск пешехода
Много споров вызывают камеры на «зебрах», но в городах их становится всё больше. Устройства анализируют сразу несколько зон, начиная с тротуара: фиксируют, сколько времени провёл пешеход у перехода, как начал движение, с какой скоростью двигался, как ехали автомобили. По траектории пешехода камера определяет, встретил ли он на своём пути помеху. Также камеры оценивают, с какой скоростью ехал водитель, снизил ли он её или продолжал движение, не притормаживая. Штраф за такое нарушение составляет 2500 рублей.
«Вафля» на перекрёстках
За создание препятствий для движения транспортных средства на перекрёстках в КоАП предусмотрен штраф 1000 рублей. Чтобы отучить водителей выезжать на забитые пересечения дорог, на проблемные перекрёстки наносят вафельную разметку жёлтого цвета и вешают камеры. Если камера зафиксирует, что автомобиль продолжительное время (обычно — больше пяти секунд) стоит на «вафле» на запрещающий сигнал светофора без движения, мешая другим, нарушитель получит постановление.
Проезд стоп-линии
Автомобилисты нередко игнорируют знак «стоп» перед выездом на прилегающие улицы. Тех, кто просто немного снижает скорость или продолжает движение без изменений, камеры штрафуют на 500 рублей. Водителям присылают несколько снимков, а в качестве доказательств ЦОДД хранит и видеозаписи. По ПДД автомобиль должен полностью остановиться перед стоп-линией — поэтому вариант «медленно проползти» не подходит.
Остановка/стоянка в запрещённом месте
Нарушение требований дорожных знаков 3.27 «Остановка запрещена» и 3.28 «Парковка запрещена» наказывается штрафом 1500 рублей. В Москве и Санкт-Петербурге водителям придётся отдать 3000 рублей. Таких камер много перед остановками для общественного транспорта, где водителю нельзя даже быстро притормозить, чтобы высадить или подобрать пассажира — хотя по ПДД он имеет право это сделать, если не создаёт помех для движения ОТ.
Проезд на красный и движение задним ходом
Камеры научились фотографировать проезд на красный сигнал светофора. В первый раз нарушитель получит штраф в размере 1000 рублей. За каждый повторный проступок прилетит постановление на 5000 рублей. Если же водитель пересечёт стоп-линию на горящий красный, но всё-таки остановится, то наказание составит 800 рублей. Причём сдавать назад после остановки смысла уже нет: иначе можно получить дополнительный штраф в размере 500 рублей за движение задним ходом на перекрёстке.
Нарушения на ж/д переездах
Камеры на переездах фиксируют целый комплекс нарушений: проезд путей на красный свет, остановку на путях, проезд при закрывающемся или уже при закрытом шлагбауме. Сейчас за фиксацию этого нарушения в автоматическом режиме можно получить штраф в размере 1000 рублей, но скидка 50% на него не действует. Кроме того, в Госдуме уже одобрили повышение штрафа до 5000 рублей.
Пересечение сплошной и выезд на встречку
Камеры отличают разворот через сплошную линию и обгон через сплошную от выезда на встречную полосу. Если водитель под камерой развернулся через сплошную или проехал налево, прилетит «письмо счастья» на 1000–1500 рублей. Если же автомобилист при этом немного проехал во встречном направлении, это будет рассматриваться как движение по встречке — за данное нарушение при фиксации в автоматическом режиме придётся отдать 5000 рублей. Те же 5000 рублей будет стоить обгон по встречной полосе, если водитель не успел вернуться в свой ряд до запрещающего знака или разметки.
Неоплаченная парковка
Именно с камер чаще всего автовладельцы получают постановления за неоплаченную парковку. В Москве это нарушение распознают разные виды устройств: от висящих на фонарных столбах стрит-фальконов до парконов, которые крепят в салоны автомобилей ЦОДД и на общественный транспорт. Каждый субъект вправе устанавливать размер санкции на своё усмотрение. В Москве штрафуют на 5000 рублей, в Санкт-Петербурге – на 3000 рублей.
Уже скоро: ОСАГО, техосмотр и разговоры по телефону
Некоторые нарушения пока только планируется администрировать при помощи дорожных камер. Например, существующий функционал устройств позволяет фиксировать автомобили, водители которых не оформили полисы ОСАГО. Штраф за это нарушение – 800 рублей, но ввести контроль пока мешает точность объединённой базы данных ГИБДД и страховщиков.
Примерно также обстоят дела и со штрафами с камер за отсутствие техосмотра. Ожидалось, что фиксация в автоматическом режиме начнётся в 2020 году вместе с вступлением в силу поправок к закону о техосмотре. Однако сложности опять оказались в технической стороне вопроса. Когда их решат (планируют к 2022 году), нарушителям в первый раз придёт штраф в сумме 500 рублей, а затем — 800 рублей.
Кроме того, в ГИБДД при помощи камер и нейросетей намерены бороться и с разговорами по телефону во время управления автомобилем. В КоАП прописан штраф за это нарушение в размере 500 рублей, но сотрудники ГИБДД оформляют его крайне редко. Однако производители уже тестируют работу новой функции по запросу ведомства.